Новое

Латвия будет вязать носки

Государственные интересы России в переводе на язык «разводки по понятиям»

Латвийский нефтяной порт Вентспилс – в блокаде. Российская госкомпания «Транснефть» перестала отгружать нефть в латышский терминал, и когда возобновятся поставки – пока неясно. Прогрессивная прибалтийская и западная пресса уже привычно зашлась в истерике по поводу звериного оскала русского империализма. «Транснефть», в свою очередь, в первые дни агиткампании пыталась делать вид, что ничего не происходит; но вчера вдруг продемонстрировала этот самый свой оскал во всём его великолепии.

Интервью вице-президента «Транснефти» С.Григорьева рижской газете «Телеграф» – блистательный в своём роде образец так называемой «предъявы». «Транснефть» хочет получить вентспилсcкий терминал в собственность, причём деньги за него латышам платить не собирается. Логика простая: «Кому нужен нефтяной терминал без нефти?» При этом Григорьев уверяет, что у России есть способы отгружать нефть в обход Латвии. Лукавит, разумеется: сегодня если что и сдерживает российский сырьевой экспорт, то это пропускная способность портов и трубопроводов. Но прибалтов это волновать не должно: не хотите отдавать терминал – «вяжите носки». В самом деле, никакой политики, чистая экономика. Нормальный бандитский наезд. Либо мы крышуем, либо закрывай лавочку: «А почему мы должны развивать ваши порты? Только потому, что вы все такие белокурые и с голубыми глазами?»

При этом Григорьева, выпускника грозненского нефтехима, который до прихода в «Транснефть» все девяностые был начальником дочернего предприятия «Лукойла» в Когалыме, трудно не похвалить. Он сумел сделать то, чего так ни разу и не смогли до него российские политики и дипломаты: начать говорить с «соседями» жёстким, стальным языком экономических интересов. Без всякого там имперского комплекса вины и без дурного империализма в стиле «наши МИГи сядут в Риге». Хотите зарабатывать на нас? Пожалуйста, но на наших условиях. И не надо строить из себя жертв сталинских репрессий: у нас и в России таких навалом – что в Грозном, что в Когалыме.

Увы, реальность такова, что никакого другого языка для отстаивания интересов России – именно интересов, а не абстракций – кроме языка этой самой «предъявы», сегодня попросту нет. Как нет и другой силы, способной на этом языке говорить, кроме российского сырьевого бизнеса, осуществляющего сегодня масштабную экспансию на «постсоветском пространстве». Несмотря на все усилия Путина приспособить к этой задаче изрядно заржавевшие государственные механизмы, власть уже не будет играть первую скрипку в этой экспансии. Хотя бы потому, что бизнес сегодня попросту сильнее, чем власть.

Но «вне власти» не означает «вне политики». «Чистая экономика», на которую упирает Григорьев, — это, конечно, поза. Чистой экономики не бывает. Возможная война в Ираке способна в перспективе подорвать позиции российского нефтяного экспорта, и поэтому наши олигархи сегодня столбят позиции. При этом дешевизне арабской нефти они могут противопоставить только стабильность поставок, которая, в свою очередь, достигается сегодня только контролем над всей транспортной цепочкой – от скважины до потребителя. А в условиях, когда межгосударственные отношения России и Латвии представляют из себя один вялотекущий конфликт, никаких гарантий никто дать не может. Поэтому у латвийских властей сегодня нет другого выхода, кроме как пересмотреть свою антироссийскую политику. Благо, просить по-старинке заступы у Запада – сегодня дело зряшное: и для американцев, и для европейцев ныне важнее отношения с Путиным, чем с президентом Латвии Вайрой Вике-Фрейбергой.

На самом деле прибалтов сегодня можно даже поблагодарить. Они, в отличие от остальных «бывших наших», никогда не игрались в дружбу до гроба – скорее наоборот, и раньше всех приучили нас разговаривать с ними как с «соседями». Со всеми вытекающими. Сегодня они ведут себя неадекватно, на грани истерики – зато теперь ясно, какова цена заявлениям латвийских политиков о том, что «доходы от российского транзита не превышают 0,3% доходной части бюджета». Наверное, как-то не так считали.

И всё-таки было бы неплохо, если бы кто-нибудь научился говорить языком Григорьева с Кучмой, Лукашенко и Шеварнадзе. А что до несколько неизящно растопыренных пальцев, то их потом как-нибудь можно и в карман научиться прятать. Полчаса аутотренига – всего-то и делов.

Источник: http://www.publications.ru/comments/132031/

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма