Убийство Юшенкова: «технологии» уже не работают, но люди всё ещё гибнут
Убит депутат Юшенков. Экспрессивный либеральный «ньюсмейкер» имел массу врагов. Вполне публичных. И депутат Шандыбин, и депутат Семаго, бывало, дрались с Юшенковым прямо в зале заседаний Думы. Да и сам покойный Юшенков по каждому поводу любил с флагом наперевес атаковать «режим». Однако у «режима», пожалуй, было ещё меньше оснований всерьёз хотеть смерти депутата, чем у Шандыбина. Юшенков никогда не лез за словом в карман, но при этом от него, никогда ни с чем не согласного, наверное, в нынешней Думе было едва ли не больше пользы (и уж во всяком случае меньше вреда), чем от безликой массы проправительственных лоббистов.
Он не был ни особенно ярким, ни особенно удачливым политиком. Скандалист и раскольник, боявшийся по второму разу идти на выборы в том округе, в котором за него один раз почему-то проголосовали, и никогда не имевший ни связей, ни поддержки, ни денег, он был настоящим enfant terrible российской политики. Причём, в отличие и от профессиональных думских клоунов, и от некоторых своих ближайших друзей, он все- таки по большей части верил во всё то, что говорил в камеры. В том числе и в первую чеченскую войну, когда зампред думского комитета по обороне Юшенков фактически воевал на стороне Дудаева в информационной войне. Министр Грачёв тогда заклеймил его кличкой «гадёныш»; хотя, справедливости ради, авторы плана новогоднего штурма Грозного и сами вряд ли заслуживали какого-то другого прозвища. Но им быть убитыми так, как Юшенков, вряд ли светит.
Калейдоскоп версий, естественно, выплеснулся на экраны практически сразу. В одном все сходятся: в отличие от своего коллеги В.Головлёва, убитого прошлым летом, Юшенков никаким бизнесом заниматься не мог и не умел – а следовательно, «коммерческая» подоплёка убийства исключается. На этом пункте в кои-то веки совпали и официальные заявления госчиновников, и реакции юшенковских соратников. На самом деле, конечно, Юшенков иногда пытался научиться зарабатывать деньги на политике, но никогда не достигал особого успеха.
Самый характерный пример – его короткий и неудачный «деловой роман» с Березовским, на пару с которым они пытались создать антипутинский фронт. После того, как покойный Головлёв – самый «деловой» из круга радикал-либералов – договорился с Березовским о совместной деятельности и даже выбил из него какие-то деньги, Юшенков со товарищи начали создавать партию. Под «деньги Березовского» в регионах моментально набежали записываться в партию борцы за либеральные ценности. Юшенков, с его демвыборовским опытом партстроительства, принялся строить из них партийную структуру. Однако Березовский почти сразу же придумал «надёжную схему» союза с коммунистами против «режима», а для идейных либералов перестроечной закваски это было невозможно. Юшенков и Похмелкин начали «исключать из партии» лондонского сидельца, однако выяснилось, что региональные борцы за либеральные ценности придерживаются совсем другого взгляда на политику партии. Выстроенная Юшенковым структура в основном пошла за Березовским – что и не удивительно. Тем не менее, оставшийся и без денег Березовского, и даже без гораздо меньших денег Головлёва (уже к тому времени убитого) Юшенков сумел-таки наскрести необходимое количество «мёртвых душ» для регистрации своей организации в качестве общероссийской партии. Сегодня, 17 апреля, их партия получила свидетельство о регистрации – что знаменовало собой окончательное разрешение спора между Юшенковым и Березовским за название «Либеральная Россия» в пользу Юшенкова.
Березовский уже сообщил по телефону из Лондона о том, насколько он шокирован убийством Юшенкова. Дело святое. Однако чуть меньше года назад, в апреле 2002 года, появлялась информация о том, что Березовский отнюдь не исключал возможности покушения на Юшенкова. Вот заметка из бульварной (это еще мягко сказано) газеты того времени:
Березовский предложил соратнику пожертвовать собой ради партии
В ПАРТИИ «Либеральная Россия» зреет бунт. Против своего главного «кормильца» Бориса Березовского пошли сопредседатели партии Сергей Юшенков и Виктор Похмелкин. Но пока только на словах, да и то в узком кругу приближенных к лидерам партии лиц.
Как стало известно «Жизни», Юшенков часто повторяет, как заклинание, одно и то же: настала пора «Либеральной России» отдаляться от олигарха. Претензий к боссу у «подберезовиков» накопилось множество. Не радует соратников Березовского и то, что он бросается словами, а отвечать приходится им. Но главная боязнь «либералов» в том, что Борис Березовский пытается сделать из партии орудие личной мести президенту и ФСБ.
Как стало известно «Жизни», настроение главных «либералов» Сергея Юшенкова и Виктора Похмелкина резко переменилось после последней встречи с «хозяином» в Лондоне. В узком кругу соратников Юшенков заявил: мол, он не может избавиться от ощущения, что Березовский готовит покушения на политических врагов Владимира Путина, чтобы затем обвинить в них ФСБ. В качестве примера Юшенков рассказал историю о том, как во время обсуждения партийных планов Борис Абрамович предложил ему стать… жертвой такого покушения. В шутку. Мол, как ты, Сергей, смотришь на то, чтобы на тебя, как лидера «Либеральной России», было совершено покушение? Дескать, не убьют, зато шуму будет много. Юшенков отказался, заявив, что не пойдет на такой подлог даже ради партии.
Сейчас Сергей Юшенков и Виктор Похмелкин активно обсуждают вопрос, как уменьшить влияние Березовского на партийную жизнь. Но для этого прежде всего надо найти новых спонсоров. А где их взять? Вряд ли после истории о ТВ-6 найдутся желающие связываться с «имуществом» Березовского. Убьет еще. В шутку. Чтобы шуму много было.
13 мая 2002, газета «Жизнь».
Таблоидам теперь надолго обеспечена пища для сенсаций. Уже завтра одни будут с пеной у рта доказывать вину «власти», другие – вину «Березовского», третьи – выдвигать дополнительные версии для разбавления этого очевидного дуализма. Даже годичной давности заметка в «Жизни» может интерпретироваться и как явное указание на Березовского, и как хитрая технология спецслужб по дискредитации лондонского оппозиционера – это зависит только от «заказа». Впрочем, последний из оставшихся в живых сопредседателей «Либеральной России» В. Похмелкин уже сообщил в СМИ о том, что «самый большой конфликт у Юшенкова за последнее время был с Березовским». В то время как Березовский, в свою очередь, заявил уже, что «мы с Юшенковым были близки к тому, чтобы преодолеть раскол и объединиться». Так что хаос медиавбросов будет дальше только нарастать.
Не представляет сомнений лишь то, что Юшенков, какой бы он ни был, оказался жертвой весьма продвинутых политтехнологий – таких, в которых даже убийство есть своего рода органичная часть сценария. И подобные убийства, вне зависимости от отношения к убитому – безусловный позор для нашей элиты, позволяющей себе играться в такие игры и такие «сценарии» – справедливости ради, нельзя не заметить, что именно Березовский приложил в своё время немало усилий к тому, чтобы они получили самое широкое распространение. Кто бы конкретно ни был заказчиком убийства Юшенкова – это, в сущности, даже неважно – он сегодня вполне «типичен» на фоне заказчиков убийств магаданского губернатора Цветкова, депутата Головлёва, начальника московской железной дороги Паристого и огромного количества других чиновников. И это – самое неприятное. Причём в случае с Юшенковым, в отличие от Цветкова, Головлёва и даже Старовойтовой (которая всё-таки и в самом деле везла деньги для выборов из Москвы), не имевшим никакого отношения ни к деньгам, ни к реальному политическому влиянию, применение данной схемы особенно вопиюще. Впрочем, менты, убившие программиста Владимира Сухомлина за 1200 долларов, стоили заказчикам явно ещё дешевле, чем Юшенков.
Однако, не лучше выглядят и те «технологи», которые пытаются использовать подобные «медиаповоды» в предвыборных целях. Почти сразу после убийства депутата Юшенкова в редакцию Глобалрус пришло заявление сопредседателей СПС, посвящённое этому событию. Заявление, подписанное Немцовым, Хакамадой, Чубайсом и Гайдаром, начинается фразой: «кампания по выборам в Государственную Думу началась с убийства одного из лидеров оппозиции», а заканчивается следующими абзацами:
«Это кошмарное убийство – следствие той безнаказанности и беззакония, которые царят в нашей стране. До сих пор остаются нераскрытыми десятки политических убийств. У нас нет уверенности, что это преступление будет раскрыто, и виновные будут наказаны, несмотря на громкие заявления руководителей правоохранительных органов.
Мы выражаем глубочайшие соболезнования родственникам и друзьям Сергея. Мы сохраним о нем светлую память и сделаем все, чтобы Россия стала истинно демократической страной, такой, какой ее мечтал видеть наш друг и товарищ».
О том, в какой степени Юшенков был Немцову и компании «друг и товарищ», мы хорошо знаем. Чего стоит один давний постинг Юшенкова (большого любителя интернет-форумов) на «Либеральном форуме»: «Собака Немцов заявляет о…» Или совсем уже недавние заявления сопредседателей «Либеральной России» по поводу политики руководства СПС. Однако сегодня, когда нет ещё даже гроба, в котором покойный Юшенков мог бы перевернуться, услышав от Немцова в свой адрес слово «товарищ», бывшие соратники уже успели не только заочно восстановить с ним отношения, но и сообщить об этом в СМИ. Тем не менее, нельзя не порадоваться оперативности работы пресс-службы партии: из остальных политиков на момент написания данного текста успел отметиться только Г.И.Райков, заявивший о том, что убийство Юшенкова – ещё один повод восстановить смертную казнь. Он, по крайней мере, последователен в своих заявлениях — delenda Сarthago и все тут.
Как бы там ни было, в одном с лидерами СПС всё-таки можно согласиться. Убийц, скорее всего, действительно не найдут – за то, собственно, и плачено. И главное усилие сегодня должно быть направлено не на взаимные обвинения и не на пиар на крови, а на ликвидацию неимоверно разросшегося в последнее время рынка заказных политических убийств. И самое время подумать о том, как это можно сделать и что для этого нужно.