Новое

"Единая Россия": Козак, Хлопонин, Слиска. СПС: Ельцин, Бендукидзе, Хакамада

«Тройка» — это всегда символ. Логика построения «тройки» — логика отношения к избирателю; выбор «тройки» — задача даже более сложная, чем написание партийной программы. И тем не менее, логика «тройки» для партии реформ, в общем, довольно очевидна: в ней должна быть отражена власть, проводящая реформы, частный бизнес, возникший в результате этих реформ и развивающийся благодаря им, и общество – их главный адресат. Вот те тройки, за которые мы сами бы проголосовали.

«Единая Россия»: Козак, Хлопонин, Слиска

«Единая Россия», конечно, не есть ни партия реформ, ни даже «партия Путина», как бы им хотелось. Однако, если пытаться переформатировать ЕР так, чтобы она оправдывала понятие партии путинских реформ, то во главе её списка не будут смотреться ни силовой министр (неважно – в варианте Грызлова или Шойгу), ни губернатор, ни думский политик. Это может быть только госчиновник-исполнитель высокого уровня, на счету которого – реальные реформистские успехи. Кто сегодня олицетворяет реформы, проводившиеся властью все последние годы, если не сам Путин? Таких людей в России только двое: Герман Греф и Дмитрий Козак. Один – глава Минэкономразвития, другой – глава группы реформ при Администрации Президента.

Козак в качестве первого номера списка «Единой России» — лучше, чем Греф. Реформы Козака – административная, судебная и местного самоуправления – в настоящее время, пожалуй, важнее, чем реформы Грефа – налоговая, коммунальная, энергетическая и т.д. Кроме того, Козак – непосредственный член команды Путина, и, пожалуй, четче, чем Греф, воспринимается как путинское alter ego. К тому же он яркий оратор и в потенциале – настоящий харизматик, по энергетике вполне сопоставимый и с Явлинским, и с Жириновским, и с остальными думскими «звёздами».

Второй номер списка сомнений не вызывает – красноярский губернатор Александр Хлопонин. Хлопонин – бизнесмен, «олигарх», совладелец «Норильского никеля», сумевший выиграть тяжелейшие выборы в одном из ключевых регионов страны у местной номенклатуры, позиции которой всем казались неколебимыми. Тем самым он перечеркнул один из основных постсоветских мифов – об органической ненависти, которую будто бы питает абсолютное большинство населения к «богатым». Хлопонин – один из главных на сегодняшний день синонимов успеха.

Третье место именно у ЕР является наиболее сложным – на нём должен быть человек, отражающий, с одной стороны, веру простых людей в Россию и её президента (а значит, и социальные ожидания), а с другой – понимающий цели и смысл проводимых реформ, ещё лучше – непосредственно к ним причастный. К тому же, по понятным причинам, крайне желательно, чтобы это была женщина. Единственная кандидатура, отвечающая на сегодняшний день этим параметрам, – саратовский депутат Любовь Слиска, первый вице-спикер Госдумы. Слиска – женщина узнаваемого русского типа, понятная и близкая людям, и вместе с тем – одна из тех, благодаря кому через нынешнюю Думу проходят самые «сложные» законы. Сильная волжская баба Слиска – образ народного капитализма, понятный по Островскому и Горькому.

Козак, Хлопонин, Слиска – наша версия первой тройки «Единой России».

Союз правых сил: Ельцин, Бендукидзе, Хакамада

Сегодняшний СПС как минимум пару лет выглядит как потенциальный политический труп. Однако приход Альфреда Коха в избирательный штаб и ощутимые признаки возврата Анатолия Чубайса к партийным делам свидетельствуют о том, что у одной из самых одиозных и неоднозначных политических сил России появляются шансы уцелеть. Для этого, однако, надо решить главный вопрос – политическое позиционирование партии. А это – не только и не столько лидерская проблема. Да, конечно, Немцов в межвыборный период сделал закритическое количество глупостей, однако нельзя не признать, что он и его партия всё это время находились в сложнейшем положении. Новая власть публично дистанцировалась от ельцинского периода, но де-факто продолжала, насколько могла, начатые тогда реформы; в этой ситуации для СПС, органически связанного с этим периодом, невозможно было ни поддерживать Путина, ни уходить к нему в оппозицию.

Сейчас, впрочем, такого рода позиционирование становится возможным: есть немало шансов, что следующая Дума окажется левее, чем нынешняя. Слабость и рыхлость ЕР, всё более явственно доминирующий левопопулистский тренд выборов дают о себе знать. В этой ситуации всё, что необходимо сделать СПС – перестать плестись в хвосте ползучего ревизионизма, как это до сих пор делал Немцов, и публично взять на себя ответственность не только за текущий «консалтинг» Минэкономразвития, но и за всё предшествующее путинскому периоду десятилетие реформ.

В этом контексте напрашивающиеся варианты первого номера тройки СПС – Анатолий Чубайс или Егор Гайдар. Однако оба они сегодня на эту роль не годятся: за Гайдаром, несмотря на его премьерский опыт, слишком прочно закрепился имидж теоретика и консультанта, а на Чубайсе – «груз настоящего». Да, Чубайс – харизматик, которого когда-то искренне ненавидело большинство жителей России, однако им же и восхищались те, кто поверил в «новую жизнь». Но современный «средний класс» будет видеть в нём не столько «того самого» Чубайса, сколько одного из «действующих» олигархов, содержащего партию ради своих экономических интересов. А кроме того, есть и более внятный символ «эпохи реформ», чем Чубайс. Это – Борис Ельцин. Человек, которому мы обязаны практически всем хорошим и плохим… включая Путина. Именно он, расположись на небе звёзды как надо, мог бы быть первым номером списка СПС.

Ельцина сегодня, как ни странно, многие любят. Именно при нём кончился дефицит, появилась возможность смотреть по двадцать телеканалов, покупать машины в кредит и ездить в Турцию. Тех, кто может себе сегодня позволить эти нехитрые в общем-то радости, сегодня гораздо больше, чем проголосовало за СПС даже в «звёздном» для него 99-м году. Что же до реальности возвращения Ельцина в политику, то маловероятно, что соскучившийся «дедушка» откажется вспомнить молодость. Кроме того, парламентские выборы – не президентские, и выход на них необязательно подавать как уход в оппозицию к Путину. Наоборот: при наличии угрозы полевения Думы, которая может связать Путину руки в его второй срок, возвращение Ельцина в публичную политику может быть подано как рука помощи, протянутая предшественником своему последователю.

Второй номер списка в СПС – самый проблемный. В первую очередь потому, что «упустили» Хлопонина, который в итоге оказался в «Единой России» — это, наверное, один из самых серьёзных провалов СПС последнего времени. Предприниматель с либеральными взглядами, обладатель яркой success story, и при этом достаточно раскрученный и известный — таких сегодня крайне мало. Кроме Хлопонина, таков Ходорковский, но его шансы оказаться в списке СПС с самого начала были ещё меньше. В этой ситуации необходимо искать наиболее выигрышную в имиджевом и репутационном плане фигуру из тех известных бизнесменов (если хотите – «олигархов»), кто на данный момент не ангажирован политически. Таковы на сегодняшний день хозяин «Северстали» Алексей Мордашов и хозяин ОМЗ Каха Бендукидзе. Бендукидзе – лучше: его success story «самого честного олигарха» наиболее имиджево выигрышна, он в последнее время был «говорящей головой» РСПП даже в большей степени, чем Ходорковский, наконец, его либеральные убеждения давно и хорошо известны.

С третьим же номером всё достаточно очевидно: вряд ли кто-то будет оспаривать место Хакамады. Она вполне неплохо смотрелась на фоне Немцова, она узнаваема, ярка и «погоды не испортит»; а без Немцова клише «плейбой и тусовщица» отпадёт само собой. Кроме того, присутствие Хакамады будет означать преемственность с СПС-99, что тоже немало.

Ельцин, Бендукидзе, Хакамада — наша тройка для СПС.

Тройки, которые мы предложили – такие, за которые хотелось бы проголосовать самим. В сущности, кампания ещё только на старте, и очень многое будет зависеть от того, как она пройдёт, какую стратегию изберут те силы, которые будут конкурировать за «правые» голоса. Ещё ничего не решено. Более того: даже и выбора пока что нет. Вопрос в том, чтобы он появился – хоть какой-нибудь.

Источник: http://www.publications.ru/all_actions/three/133486/

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма