Как отучить гаишников брать взятки
Кампания по борьбе за чистоту милицейских рядов началась сразу по двум направлениям: арест «банды полковников» и массовый вылов гаишников-взяточников. О первом сейчас судачат на все лады, а второе как-то осталось сбоку, этаким довеском к грозным министерским реляциям об «оборотнях в погонах». Между тем, вторая тема – а именно проверка ГАИ-ГИБДД – едва ли не более актуальна, поскольку касается гораздо большего числа граждан. С полковниками и генералами приходилось иметь дело от силы нескольким сотням не самых бедных людей, а вот со стоящими вдоль обочин продавцами полосатых палочек – каждому, кто ездит за рулём.
И тем не менее, если первая операция – по вылову полковников-вымогателей – была несомненно необходимой, то вторая – по борьбе со взятками в ГИБДД – кажется скорее сомнительной.
Проклятия в адрес мздоимцев-гаишников – расхожее общее место. Однако непродуманная кампания по легализации штрафов может принести немало проблем самим автовладельцам. Судите сами: когда гаишник останавливает за незначительное, но подлежащее наказанию нарушение (проезд на красный свет, поворот из второго ряда, превышение скорости, отсутствие техталона и т.п.), то перед водителем всегда возникает альтернатива – либо минут двадцать ждать, пока оформляют протокол, а потом идти в банк платить штраф, либо на месте сунуть гаишнику в зубы соответствующее количество денег и спокойно ехать дальше. Выбор очевиден.
Поэтому, когда начинается очередная сезонная кампания по борьбе за чистоту рук, для всех, кто ездит за рулём, наступают тяжёлые времена. И ведь не то чтобы испугавшиеся официальных штрафов автолюбители начинают ездить строго по правилам – ничего подобного! Наоборот – мелкие нарушения гаишники перестают замечать вовсе, в результате чего количество их пропорционально увеличивается – что, в свою очередь, приводит к частым авариям, коими, собственно, гаишники и занимаются уже по факту – с протоколом и всеми делами.
Только не надо говорить, что нарушители покупают за взятки возможность ездить без правил. Наказание должно быть адекватным преступлению. Идея об увеличении штрафов за нарушения правил, нашедшая отражение в последних законодательных и подзаконных актах, привела в итоге не к тому, что страх наказания стал больше и люди стали меньше нарушать, а к тому, что взятка сделалась дешевле, чем «легальный» штраф. И это, в свою очередь, тоже стимулировало коррупцию в ГИБДД.
Именно потому, что неформальная взятка сегодня едва ли не выгоднее автовладельцам, чем самим гаишникам, эта самая дорожная коррупция неискоренима – и будет неискоренима до тех пор, пока в документах водителей будет «по умолчанию» лежать денежка «на полосатую палочку». Люди будут давать деньги, матерясь на гаишников и искренно в этот момент их ненавидя, но никогда не согласятся проявлять гражданское самосознание и оформлять всё официально. А все кампании по борьбе со взятками будут восприниматься как очередное начальственное поветрие, которое когда-нибудь да кончится.
Когда оперативники УСБ ездили с проверкой на частной машине, остановивший их офицер ГИБДД в ответ на предложение денег сказал буквально следующее: «Вчера брал и завтра буду брать, а сегодня не могу – Грызлов с оборотнями борется».
Что нужно сделать для того, чтобы реально легализовать дорожные штрафы?
Ясно, что самое последнее дело в данном случае – громкая сезонная кампанейщина. Проблема взяток в ГИБДД – структурная, непосредственно связанная с организацией работы правоохранительной системы. Однако решение может оказаться довольно простым. Для того, чтобы люди платили легальный штраф, нужно, чтобы это было сделать проще, удобнее и безопаснее, чем давать взятку.
Добиться этого посредством слежки и контроля за гаишниками можно только одним способом – приставить к каждому из них по надзирателю. А лучше – по два и из разных ведомств, чтобы не могли сговориться между собой. Пытаться сделать «как в Америке» – квитанция об уплате штрафа и снятие денег со счёта – нереально; по крайней мере, до тех пор, пока у нас не будет белой зарплаты и безналичных расчётов на уровне частного лица.
Куда эффективнее было бы официально разрешить гаишникам штрафовать нарушителей на месте, выдав им для этого хорошо защищённые от подделки бланки квитанций в качестве эквивалента чеков. Так, чтобы каждый из них был обязан сдать в кассу ровно столько денег, сколько у него «убыло» квитанций – или же возвращать неиспользованные квитанции раз в месяц. А штрафы за нарушения – унифицировать, объединив в группы: эти – на 50 рублей, эти – на 100, а эти – на 500 и т.д. Кроме того, неплохо было бы мотивировать автовладельцев брать у гаишников квитанции – например, предоставлением скидок на бензин на половину суммы штрафа, которые бы компенсировались государством владельцам бензоколонок из денег, собираемых в виде штрафов.
Иными словами, проблема гаишной коррупции не выглядит нерешаемой. Просто надо понимать, что коррупция эта вызвана не столько всеобщей злонамеренностью людей в погонах, сколько тем, что коррупционный механизм является своего рода заменой механизму легальному, который толком не работает.
А приравнивать гаишника, стригущего с лихачей полтинники за превышение скорости, к генералам и полковникам, которые подбрасывали людям наркотики и сажали их в тюрьмы по сфабрикованным делам – всё-таки сильное передёргивание. Хотя, конечно, в обоих случаях имеют место должностные преступления. Однако, вопрос о том, как с ними бороться, зависит в первую очередь от того, что является целью: громкие (и иногда в самом деле полезные) акции устрашения, или же реальная борьба с коррупцией в силовых структурах.