Новое

Почему Россия не Америка

Гайдар хочет вернуться в Золотую Орду

Мы снова догоняем Америку. Вчера министр по делам национальностей Владимир Зорин сообщил, что Россия вышла на третье место в мире по числу мигрантов, уступая по этому показателю только США и Германии. Число мигрантов за последние десять лет прибавилось на 6 миллионов человек – это, по словам министра, больше, чем приехало за то же время во все страны Евросоюза, вместе взятые.

Особой радости по этому поводу, правда, никто почему-то не испытывает. «Гостей с юга» в России, мягко говоря, не любят: их регулярно шмонают менты, периодически лупят нациствующие гопники, а добропорядочные обыватели отгораживаются от «чёрных» стеной страха и неприязни. Яйцеголовые эксперты, в свою очередь, кликушествуют о межнациональных войнах и кризисе государственности. Однако есть среди них и те, которые видят в наплыве мигрантов самые положительные стороны. К числу таковых, как выяснилось, относится и экс-и.о. премьера Егор Гайдар.

Ещё полгода назад, выступая с программным докладом, Гайдар очень много места уделил демографии. Он говорил о том, что коренное население России убывает и стареет, количество детей в семьях сокращается, и это – типичное явление для всех постиндустриальных стран. Полемическая аргументация Гайдара была в основном направлена против тех, кто обвиняет реформаторов в демографической диверсии: действительно, нельзя же заподозрить европейские правительства в осознанном геноциде своего населения, это у нас такое запросто прокатывает… Как бы там ни было, по Гайдару, основная причина убывания населения России – долгосрочные последствия индустриализации и уравнения женщин в правах, их выхода на открытый рынок труда. Короче говоря, сейчас уже столько детей, сколько нужно для «расширенного воспроизводства», русские женщины рожать не будут, и ни заставить, ни уговорить их это делать не получится: отвыкли уже. А, значит, население России, как и объединённой Европы, будет и дальше убывать и стареть. И единственный выход из этой тупиковой ситуации – всяческое поощрение миграции.

В общем, русских слишком мало, русские мужики не хотят работать за сравнительно небольшие деньги, а русские бабы – рожать им потомство. Стало быть, и хрен бы с ними: всё это вполне в состоянии за них делать таджики и китайцы. Надо лишь создать для этого соответствующие условия, и тогда Россия вместо умирающего национального государства станет всемирным «плавильным котлом» и индустриальным лидером, такой «Америкой ХХI века». Этому звучному проекту и было посвящено последнее программное интервью Егора Гайдара, где он существенно развил идеи своего зимнего доклада.

Гайдар, конечно, изверг рода человеческого, и новая его идея вызовет резкое неприятие, аллергию, практически на подсознательном уровне, у любого русского, отнюдь не только у национально-озабоченных. Отдать без боя свою страну каким-то чучмекам, ради какого угодно мегапроекта экономического процветания и всеобщего счастья – есть в этом что-то поистине жуткое. И тем не менее, свои плюсы у идеи Гайдара, безусловно есть: для того, чтобы в этом убедиться, достаточно выйти на московские улицы. И посмотреть на то, как трезвые и неленивые азиаты в оранжевых робах укладывают асфальт и стригут газоны – вместо знакомых с детства проспиртованных «работяг» и героического вида трудящихся женщин.

Проблема, однако, даже не в том, что идея Гайдара, как и все прочие его идеи, «антинародная» — в конце концов, именно «антинародная» политика последних десяти лет была куда более благотворной для этого самого «народа», чем «народная». А в том, что идея превратить Россию в «Америку ХХI века» — нереализуемая утопия. Причина, самое смешное, в том, что Россия – не Америка. И разница отнюдь не в пресловутой паршевской «изотерме ноября», а в куда более существенных вещах.

Россия – европейская страна, чья история от начала до конца неразрывно связана с историей Европы. Всерьёз оспаривать этот факт, наверное, некому – если не брать в расчёт каких-нибудь эстонских националистов и наших доморощенных бородатых ортодоксов. Превратить Россию в «плавильный котёл» для сотен миллионов азиатов – значит с гарантией установить железный занавес между Россией и сегодняшней Европой. И даже, в каком-то смысле, сделать Россию своеобразным противовесом ЕС. Механика этого «клапана» предельно простая: как только мы открываем границу на юг и восток, она моментально захлопывается на запад. В какой-то степени, между прочим, верно и обратное: тот же ЕС сегодня, ставя барьеры на границах, защищается не от мигрантов из самой России, а от «транзитников», едущих через нас. Предугадать последствия отлучения России от Европы на самом деле довольно несложно: такого рода «плавильный котёл» ярко выраженной азиатской направленности на нашей территории уже был, и назывался он «Золотая Орда». Что характерно, никакой «америки» из Орды не получилось – ни в политическом, ни в экономическом отношении. А вместо неё была долгая и кровавая агония.

Есть две проблемы, на самом деле не так уж и сильно связанные друг с другом: это неблагоприятная демография и неконтролируемая миграция. Предлагаемый Гайдаром простой вариант их одновременного решения по принципу «ты хочешь попить, а я – пописать, давай поможем друг другу» — слишком очевиден, чтобы быть оптимальным. Есть сильное подозрение, что решать их надо всё-таки по отдельности. Миграцию регулировать, привлекая только те категории мигрантов, без которых Россия никак не может обойтись, и только в тех количествах, в которых наше общество способно их вытерпеть без серьёзных потрясений. А рождаемость – поднимать по мере возможности, изменяя социальные стереотипы, структуру рынка труда и т.д. таким образом, чтобы рождение и воспитание детей были не помехой, а подспорьем для семьи. И то, и другое – задачи, требующие долгой и кропотливой работы, в первую очередь – экспертов и аналитиков, разрабатывающих долгосрочные программы и связанные с ними политические решения. Без простых рецептов и навязчивой гигантомании.

Что же до простых и быстрых решений, то они, как правило, требуются при пожаре. Тогда, когда нужно срочно бежать и все заливать водой, иначе полный капут. Справедливости ради, следует заметить, что в 92-м году, когда Гайдар командовал правительством, так оно и было. Более того: тогда, наверное, можно было говорить о подобных проектах. Сейчас это время, слава Богу, прочно принадлежит истории — стараниями гайдаровского и постгайдаровских правительств. Благодаря их усилиям понадобились другие подходы и методы – а значит, и другие идеологи.

Источник: http://www.publications.ru/comments/134204/

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма