Идеология роста и психология проедания
Председатель Центрального комитета Коммунистической партии РФ Г.А.Зюганов, выступая в Государственной Думе на прениях по поводу проекта бюджета на 2004 год, заявил, в частности, следующее:
«Ни для кого не секрет, что правительство всегда занижало показатели бюджетных доходов. Оценки специалистов говорят, что подобный «неучтённый» приварок уже достигает 10% доходной базы. Этот «приварок» распределяется помимо Думы и её контроля». И далее, заканчивая речь, глава российских коммунистов обозначил вывод: «бюджет правительства – это лукавый и лицемерный документ… чёрная касса партии власти для оплаты политического манипулирования».
Глава российских коммунистов сказал абсолютную правду. Планируя бюджет, власть всегда стремится заложить в нём такие параметры, чтобы получить в свои руки средства, распределять которые можно было бы вне жёстких бюджетных параметров и официозных институтов контроля. И так она поступает на протяжении уже нескольких последних лет.
Бюджет – лишь наиболее яркий и выпуклый пример. Внося в Думу законы, правительство всегда делает их таким образом, чтобы оставался зазор для административного манёвра. Самый очевидный случай из последних – это пенсионная реформа, в которую изначально заложены такие показатели средней продолжительности жизни, которые намного превышают имеющийся на сегодня среднестатистический уровень. В результате Пенсионный фонд получает в своё распоряжение дополнительные свободные средства, возникающие в результате того, что большинство пенсионеров умирает раньше, чем кончаются деньги, отпущенные на их пенсии по закону.
Впрочем, власть не останавливается на том, чтобы делать свои дела втихую: чиновников хватает даже на то, чтобы предлагать официальную легализацию сложившегося порядка вещей. Собственно, идея стабилизационного фонда, в косом и урезанном виде реализованная в нынешнем проекте бюджета – и есть путь к такой легализации. Исполнительная власть стремится к тому, чтобы получить деньги, которые она могла бы использовать на своё усмотрение вне контроля власти законодательной, и всяческими путями добивается этого.
В чём причина такого маниакального стремления уйти из плоскости легального процесса? В преступной сущности антинародного режима, ответит Г.А.Зюганов и иже с ним – и будут по-своему правы. В коррупции и постоянном поиске возможностей для неё, ответит Г.А.Явлинский и иже с ним – и будут тоже в чём-то правы. В «политике страха», трусости, которая заставляет десять раз перестраховываться, – скажут идеологи Серафимовского клуба – и тоже, наверное, будут правы. И тем не менее всё это – слишком простые объяснения тенденции, складывающейся и застывающей в монументальные формы властных механизмов.
Что происходит? Если бы речь шла о частной компании, то язык описания был бы предельно ясен: компания занижает прибыли, чтобы платить меньше налогов, и использует серые схемы увода денег. Как ни смешно, такая мегакорпорация, как государство, оказывается, работает абсолютно в той же логике, что и какой-нибудь магазинчик средней руки: оно стремится занижать прибыли, чтобы избавиться от дополнительных обязательств. В то время как Г.А.Зюганов по отношению к правительству пытается выступить в той же самой роли, в которой применительно к магазинчику выступает налоговый инспектор.
Порочны ли серые схемы? Да, безусловно, порочны. Однако в случае с бизнесом нельзя не заметить, что именно бурный расцвет серых схем послужил-таки поводом для того, чтобы начать налоговую реформу – и начать её в первую очередь со снижения налогов. Такому великому завоеванию капитализма, как 13% подоходного налога, мы обязаны именно тем, что после нескольких лет геморроя у власти хватило-таки сил осознать, что плетей на всех не хватит. И что если мы хотим какого бы то ни было экономического роста, то налоги надо снижать.
В случае с государством в роли налогов выступают его, государства, финансовые обязательства. И достаточно посмотреть на бюджеты последних лет, чтобы понять, что эти обязательства, даже с учётом гипотетического урезания доходной части и постоянного уменьшения роли государства, всё ещё остаются просто-таки запредельными. Федеральные целевые программы, бесконечно увеличивающиеся вливания в прорву странным образом распределяемой социалки… Каждому третьему жителю России, оказывается, что-то положено из бюджета: в числе получателей бюджетных денег так или иначе оказывается почти 50 млн чел. И, кроме того, наше государство платит внешние долги, поддерживает вторые в мире ядерные силы, океанский флот, двойные границы – собственно российские и часть СНГ-шных, субсидирует соседей, тратит деньги на структурные реформы самого себя… Наверное, для того, чтобы полноценно профинансировать всю эту прорву, нефтяных денег не хватит даже в том случае, если цена на нефть будет в три раза больше нынешней.
Чиновники из Минфина, готовящие проекты бюджета, это, очевидно, понимают. И инстинктивно идут по пути наименьшего сопротивления, действуя так, как действует бизнесмен средней руки, который, посчитав и прикинув, просекает, что НДС он не платить не может, а ЕСН, например, платить не в состоянии. И оформляет своим сотрудникам зарплату через схему страхования жизни, а в официальном штате держит трёх с половиной инвалидов на полставки. Также и Минфин, в свою очередь, занижает доходы, понимая, что, если бы их пришлось показывать честно, их бы моментально проели в популистских целях – а так, глядишь, они на какое-нибудь дело сгодятся. В условиях, когда всерьез обсуждается вопрос о том, чтобы раздербанить «на развитие промышленности» резервы ЦБ, «черная касса» никогда не помешает.
В точности так же действуют и те, кто готовят пенсионную реформу: понимая, что пенсионные ставки каждые новые выборы станут предметом парламентских спекуляций, они заранее закладывают себе люфт на тот случай, если власть вдруг щедрым жестом решит повысить пенсии – и этот жест было бы чем профинансировать. И как-то даже язык не поворачивается обвинять за это чиновников – даже при том условии, что в заначенных деньгах довольно изрядный процент можно сразу, как это делали в царской России, списать «на казнокрадство». В конце концов, казнокрадство мимо Думы дело куда более опасное, чем казнокрадство посредством Думы, ибо первое подразумевает хоть какую-то возможность быть посаженным в тюрьму, а второе эту возможность заведомо исключает.
Иными словами, структурная проблема «чёрной кассы» прямо вытекает из другой, куда более общей и масштабной проблемы инерции политического развития – если официальной идеологией реально действующей власти является развитие, то официальной идеологией формальной, основанной на Конституции политической системы, всё ещё является проедание. В общем же итоге получается то, что получается – воровство и бедность.
Учёные мужи всё ещё спорят по привычке, надо ли дальше снижать налоги. Однако куда более насущной темой является не то, как уменьшить обязательства бизнеса, чтобы тот мог их выполнять, а то, как уменьшить обязательства государства – чтобы оно могло выполнять свои. Проще говоря, как ограничить пользование любимой игрушкой всех парламентов последних лет – распределение расходной части бюджета.
Задача эта, конечно, вполне себе неправильная и «антинародная»: парламент вообще затем и нужен, чтобы обсуждать доходы и расходы государства. Однако при условии, что в парламенте сидят исключительно партии бюджетополучателей, а партия налогоплательщиков не представлена практически никем, это – единственно возможный выход. Впрочем, это тот выход, который в рамках текущих возможностей власти.
Решить же проблему на институциональном уровне можно только одним способом – создать, вырастить и провести во власть нормальную и по-настоящему сильную правую партию. Которая следила бы не за тем, кому недодали, а за тем, у кого отобрали лишнее. Но это – не в силах власти, да, в общем, и не в её компетенции.
Проще говоря, в речи на прениях в Госдуме лидер такой партии в ответ на процитированное выступление Г.А.Зюганова должен был бы заявить буквально следующее:
«Ни для кого не секрет, что Госдума всегда завышала показатели бюджетных расходов, размазывая тонкий слой масла по слишком большому бутерброду. Именно это и заставляет правительство из раза в раз искусственно занижать доходы, чтобы не отдавать получаемые деньги на откуп думским лоббистам из левых партий. А потому, если мы хотим, чтобы экономика России развивалась, то нужно думать не о том, как вытрясти из правительства ещё больше денег на различные расходы, а о том, как ликвидировать этот самый его неучтённый «приварок» посредством снижения налогов или предоставления инвестиционных льгот». И далее, заканчивая речь: «Если правительству и в самом деле необходимы непрописанные в бюджете деньги на оперативные внебюджетные расходы, пусть оно заявит об этом открыто, и мы его поддержим. Если же они сами не знают, зачем им эти деньги – тогда бюджет надо пересмотреть».