Не так давно, по сложившейся за многие годы привычке, захожу я на сайт Российского интернет-форума, чтобы узнать о дате и месте проведения РИФа в этом году. И выясняю: в 2004 году его не будет. В качестве объяснения организаторы вывесили на индексе длинное отчетное письмо, в котором хвалят себя и свой многолетний труд, сетуют на скудость спонсорских денег, а также заявляют об окончании «первого этапа» деятельности по популяризации интернета в России и о начале некоего «второго«. В чем этот второй этап будет заключаться, они не знают и приглашают читателей подумать вместе с ними. А заодно и скинуться на то, чтобы РИФ все-таки прошел, как обычно, весной.
Скудость спонсоров — отмазка в сегодняшней России самая дежурная: кто только на это не жалуется. Но крайне странно видеть, что об этом же, с интонациями и обертонами пожилых музейных работников, начали говорить организаторы главного профессионально-отраслевого форума в сфере, еще недавно считавшейся одной из самых перспективных. (Ну представьте: скажем, ассоциация пищевиков берет и отказывается от проведения своей традиционной выставки в комплексе на Пресне, мотивируя это отсутствием спонсорских денег!) К тому же на общем фоне разговоров о том, что интернет-индустрия выходит из кризиса, в нее наконец-то приходят реальные инвесторы, появляются оптимизированные проекты, основанные не на спекулятивных ожиданиях, а на трезвом расчете, сеть активно осваивается офлайновым бизнесом…
Как ни парадоксально, причина смерти такого формата, как РИФ, именно в этом. Реальный бизнес больше не хочет платить за бесконечные разговоры о халве; камлания вокруг «новой цифровой реальности» и «эры компьютерных сетей» уже давно не являются пиком актуальности. Интернет окончательно перестал быть новомодной высокотехнологической фишкой, самые разговоры о которой поднимают говорящего в глазах слушателей, и превратился в такую же повседневную реальность бытия, как телефон, телевизор и факсимильный аппарат. Более того — он стал профессиональной сферой пишущего и читающего сообщества, своего рода технологией фиксации текущего состояния «ноосферы», совокупным метаэфиром языковой общности. И, соответственно, мифологема «Рунета» приказала долго жить: на то она и среда, чтобы не иметь четкого центра и формального единства самосознания.
Работа со средой требует профессионального подхода — рубрикации, жесткого отделения проблем технологии от вопросов контента, создания отдельных тем и направлений. Например, интернет-журналистика должна обсуждаться на конференциях по журналистике, интернет-маркетинг — на конференциях по маркетингу, интернет-технологии — на конференциях по программированию и т.д… И «осваивать» интернетчикам надо не интернет, а «реал» — т.е. не ориентироваться на конкуренцию интернетовских проектов с офлайновым бизнесом (будь то медиабизнес, индустрия продаж, реклама и т.д.), а предлагать ему решения, которые он захочет купить и использовать. Ориентироваться не вовнутрь среды (сетуя, что она слишком маленькая), а вовне ее.
Тусовки интернетчиков конца девяностых и начала нулевых были к этому, увы, крайне мало способны: все их мероприятия были по преимуществу не профессиональными, а культовыми; это была перманентная самопрезентация, реклама себя и очередных своих проектов. Как выразился один из основателей «ЕЖЕ-правды» на РИФе-2001, «это такое мероприятие, куда 50 известных людей приезжают выпить и потусоваться, а еще 400 — благоговейно посмотреть на то, как они это делают». Но поскольку культ великого и могучего интернета приказал долго жить, те 400 человек, которые за свои деньги приезжали посмотреть на нескольких «особо приближенных» к алтарю счастливчиков, делать это перестали.
Жреческая группа тем временем, оставшись без «подпитки» адептов культа, вовсю занимается тем, что увековечивает пантеон отцов-основателей: лучше всех это пока получается у Мити Иванова на nethistory.ru. Правда, читающего Митин сайт не покидает скользкое ощущение некоей неправильности: большая часть этих пенсионерских мемуаров написана людьми, которым не то что до сорока — даже и до тридцати лет еще дожить надо; но у всех них стойкое ощущение, что их звездный час уже позади. Там, в эпохе, в которую слово «интернет» произносилось с придыханием и писалось с большой буквы. Поневоле вспоминается жестокий совет Христа: «предоставьте мертвым погребать своих мертвецов». Тем более когда это — виртуальные мертвецы.
- Михаил Шахов. Интернет по-новому. Пути выжживания
Источник: http://old.russ.ru/columns/ageofnull/20040224.html