Я хотел бы поговорить с вами в этом собрании о лжи и воровстве. Мне очень нравится эта постановка вопроса. Правда, я не очень понимаю фокус. Как только фокус чуть-чуть сужается, тут же возникает пространство действия. Например, если фирма “Пупкин и сыновья” — это система, построенная на лжи и воровстве. Понятно тогда, что нужно делать. Нужно присылать следователя. Мурманская губерния – это система, построенная на лжи и воровстве. Тогда тоже понятно, что делать. Министерство финансов – это система, построенная на лжи и воровстве. Попробуй это скажи сегодня кому-нибудь. Причем, с одной стороны, это чуть ли не общее место. А, с другой стороны, перевести это обсуждение в технологический язык уже невозможно. Но почему вместо этого мы обсуждаем власть как систему, построенную на лжи и воровстве, если мы под этим, гораздо более мелким фокусом оказываемся не в состоянии произвести ни одного серьезного действия.
Думая о “Вехах”, я задал себе вопрос: как так вышло, что вершина русской политической мысли – это сборник публицистических ругательных статей? Не трактат, не концепция, не утопия, не манифест. Да и не пункты “На том стою и не могу иначе”. Это некоторый очередной цикл “предъяв” одних интеллигентов другим интеллигентам. Где источник этого неумения и где источник этой неспособности решать частные вопросы и находить из них выход в выставлении общих, глобальных, метафизических счетов?
Что касается власти идеологов и власти экспертов, то, говоря о нашей русской власти, то я здесь вспоминаю Ментимера Шариповича Шаймиева, который выступал на идеологическом съезде “Единой России” со следующим тезисом: основа суверенной демократии – это укрепление сельского хозяйства. Мне этот тезис очень понравился, и я понял, что у “Единой России” есть идеология. Представьте, случается страшное, мы просыпаемся, страной правит Каспаров. На съезде партия “Другая Россия” выступает Ментимер Шаймиев и говорит, что основа свободы, рыночной экономики и интеграции в мировое сообщество – это конечно же сельское хозяйство. Или приходят марсиане, и на плохом марсианском он говорит то же самое. Что такое идеология применительно к товарищу Шаймиеву и зачем она ему? Идеология – это набор слов, которыми здесь и сейчас принято, модно называть все хорошее. И, собственно, запрос от начальников к идеологам – скажите нам, какими словами сегодня нужно, принято, приветствуется называть все хорошее. А что именно хорошее – мы сами знаем. Это у нас в “поджопных” невыразимостях.
Мы без слов обойдемся, делая хорошее. А как назвать хорошее – это технический вопрос. Идеолог и эксперт в этой ситуации называет словами то, что в пространстве действия словами никогда не называется, но в пространстве объяснения нуждается в некотором легендировании.
Здесь вспоминали женщину из фокус-группы, которая за “Единую Россию”, потому что их много и они крепче держат. Вячеслав Игрунов сильно с этим не согласился, сказав, что это не смысл жизни и на этом ничего не построишь. Я подозреваю, что для женщины, которая хочет, чтобы крепче держали, — это и есть смысл жизни. Так значит есть идеология в конце-то концов. Но просто мы, вместо того, чтобы работать с ней как с реальностью, как с данностью, ведемся на разводку и принимаем заказы на очередные новые, все время обновляющиеся способы ее легендирования, способы ее закрытия разными дымовыми завесами. Это и есть система, построенная на лжи и воровстве.
Источник: http://publications.ru/groups/experts/