Новое

Инновации: пролегомены к политической борьбе

Наши экспертные разговоры о внедрении инноваций похожи на дискуссии зубных врачей о том, как лучше вставить имплантат в челюсть. Все бы замечательно, если бы врачи не забыли том, что для начала неплохо бы удалить остатки того зуба, который там до того был. Впрочем, хорошо уже то, что больной согласился на операцию, устав поражать окружающих наглядными достижениями кариеса.

Часто построить новое само по себе не является проблемой. Все дело в том, чтобы внедрить «что-то инновационное», сначала надо сломать «что-то неинновационное», а у нас «кувалды» нет. Это проблема — как сломать, отодвинуть или заставить посторониться уже существующий и оттягивающий основное внимание уклад, прервать тормозящий процесс, отказаться от неэффективной, но ставшей привычной управленческой процедуры?

Как проявляется эта проблема в кадровой политике? Всем известно, что основная проблема политики внедрения инноваций – это кадровый дефицит. Любой руководитель крупного ранга это подтвердит. Мы знаем эту проблему, и знаем, что в следующие годы будет только хуже. Поскольку те, кто должен будет взвалить на свои плечи бремя инновационного развития страны — это рожденные с 1990 по 2000 годы в период демографического спада. Этих «людей-2020» катастрофически мало.

Но даже сегодня молодые кадры, молодые управленческие кадры, просто талантливые молодые люди — это дефицитнейший ресурс, за который инноваторам придется жестко бороться.

Нам нужны кадры для реализации хотя бы тех пяти приоритетных направлений модернизации, о которых написал президент в опубликованной 10 сентября статье: энергосбережение, ядерная энергетика, информационные технологии, космос, биотехнологии. Но куда пойдут молодые кадры? Какой сектор нашей экономики их отожрет? Судя по тому, как готовятся эти кадры, по тому, как обстоит дело с высшим образованием – эти новые молодые кадры уйдут в сырьевой сектор, в нефтянку, их заберет себе оборонная промышленность, сфера услуг. Миллионы молодых людей пойдут в менеджеры, бухгалтеры, юристы. И никто из них не пойдет в ядерные физики или в специалисты по космосу.

Какой можно сделать вывод из наблюдений за такого рода «системой подготовки кадров»? То, что мы называем внедрением инновации — это ломка. А если это — ломка, значит это уже политика. В политике невозможно обойтись без сотрудничества и взаимодействия с политическими институтами, партиями и общественными организациями. А это, в свою очередь, означает, что бизнесу необходимо сломать в себе естественное недоверие, отчуждение по отношению к тому, что брезгливо бизнесом называется политическим активизмом и научиться действовать вместе, строить совместные кампании, реализовывать долгосрочные программы.

Бизнесу стоит научиться взаимодействовать с властью не только через лоббизм, научиться не только выбивать бюджетные деньги – это наш отечественный бизнес делать научился очень хорошо. Бизнесу необходимо научиться работать – а здесь без взаимодействия с партиями никак не обойтись — с массовым сознанием, менять мышление людей. Пять медведевских направлений смогут материализоваться только в том случае, если мы создадим пять сотен тысяч новых вакансий. И эти вакансии должны появиться не только в сфере предпринимательства, не только там, куда сами по себе текут деньги, не только на производстве, но и в сфере общественных коммуникации, в сфере политического обслуживания: там, где политически будут продавливаться действия для реализации этих направлений. Только так можно добиться изменения приоритетов на всех уровнях власти, чтобы условный вице — губернатор или министр регионального развития понимал , что сейчас важнее, чем очередная протекающая труба. Чтобы затыкать трубу он отправил своего заместителя, а сам бы занимался главным.

Выступление на совместном заседании секций «Инновации: производство полезных вещей» и «Экономика среднего класса» Форума «Стратегия 2020» 16 сентября 2009 года

Источник: ЕР

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма