Новое

Приказано: взять город

Так сложилось, что структура российской власти — и сегодняшней, и всех предыдущих — организована на административно-территориальных принципах. Власть мыслит в первую очередь землями. Есть некоторая территория, а на ней с разной плотностью расселения на квадратный километр живет население. В то время как современный социум структурировался таким образом, что люди живут не столько на абстрактных территориях, сколько в конкретных городах. В больших городах, в маленьких городах, пусть даже в поселках — но конкретная идентичность человека определяется для него самого как горожанина, а не обитателя «субъекта федерации».

И здесь, между практикой регионального администрирования, оставшейся во многом рудиментом аграрной экономики, и модернизированным обществом, переселившимся в города, возникает разрыв. В котором появляется и живет политика. Политика города.

Сегодня мы являемся непосредственными наблюдателями и зачастую незаметно для себя участниками этой политики города, которая притягивает к себе «большую» политику, навязывает ей свою повестку, превращает сугубо вроде бы городские темы в федеральные.

Даже московская ситуация — яркий тому пример. Ничего не стоит возбудить людей на защиту какого-нибудь дачного поселка, то ли законно, то ли незаконно возведенного предприимчивыми гражданами. Поэтому на головах у людей вдруг вырастают синие ведерки, а в Богом и РПЦ забытых Кадашах крестным ходом ходят активисты федеральных движений. И это, в общем, заставляет говорить, что в следующем большом избирательном цикле федеральная политика будет сконцентрирована на фокусе городских проблем, городской жизни и городской повестки дня. Судьба избирательной кампании 2011-2012 годов будет решаться в городах.

Надо сказать, что у «Единой России» (как, впрочем, и у других партий) перспективы на этом поприще достаточно неоднозначные. Потому что сегодня ее позиции на селе уже гораздо лучше, чем в городах. И если этот тренд сохранится, то в какой-то момент она рискует превратиться в своего рода аграрную партию, наподобие КПРФ образца 90-х годов. Для ЕР — это крайне опасно. Партия власти, если она хочет сохранить эту власть, должна выработать свой собственный подход к разговору с городом, с горожанами, с городскими слоями и о городских проблемах. Причем это должен быть именно такой разговор, который бы мотивировал людей отдавать свои голоса не только на местных, но и на федеральных выборах. Иными словами, технологический вопрос, который сейчас стоит перед партией, заключается в том, как сделать чисто городскую проблематику предметом общефедерального разговора, общероссийской дискуссии.

Всемирная выставка ЭКСПО-2010, проходящая сейчас в Шанхае, посвящена вопросам жизни в городе и развития городов. Ее главные темы соответствуют трем основным направлениям мировой урбанистики: экология, энергосбережение и культура. Из этих трех компонентов складывается гармонично развитая городская среда, обеспечивающая пространство самореализации для жителя современного города. Вот на этих трех направлениях и должно развиваться наступление.

Как ни странно, реализовать эту стратегию можно вместе с теми, кто сегодня вроде как недоволен «Единой Россией». В 2010 году страна впервые столкнулась с новым социальным явлением — феноменом «новых сердитых». Это — представители городского среднего класса, которые вдруг начали политизироваться, сами не до конца понимая, что с ними на самом деле происходит. У среднего класса наконец-то появились интересы, выходящие за рамки его собственного кругозора, его собственного бытового уклада. Реализация этой энергии «новых сердитых» позволит сделать важные шаги в процессе модернизации, поскольку именно они жаждут ее больше всех — ведь они хотя и смутно, но представляют, что именно они получат в ее результате.

Сегодня «новые сердитые» приходят со своими городскими проблемами, вести разговор о которых большинство политических партий еще не очень-то умеют. И пока они этого делать не научились, поле начинают монополизировать самые разные силы, как системные, так и внесистемные.

Новые формы низовой социальной организации, горизонтальная солидарность городских жителей, далеко не только протестная, феномен «новых сердитых» — все это говорит о том, что общество живо, что в нем идут сложные мобилизационные процессы. Которые в определенный момент будут предъявлять — и местами это уже делают — запросы к власти: на эффективное управление, на доверие и на ответственность.

У нас на глазах — в городских средах — формируется новый социальный слой, который может и должен взять на себя задачу по модернизации той страны, в которой он живет и из которой не хочет уезжать. Которую он хочет передать детям уже не такой, какой получил ее от отцов. Это — ответственный класс.

Горожанин ощущает себя в городе недостаточно защищенным. Причем защиту он ищет не столько у правоохранителей, на которых не надеется, а у других граждан, таких же, как он. Именно отсюда возникает запрос на развитие инфраструктуры публичных пространств, начиная с самого минимального — их освещения. Публичность гарантирует безопасность. Жизнь в современном городе куда более интенсивна, в мегаполисах она ведется фактически круглосуточно. И вопросы поддержания инфраструктуры общественного транспорта, дорог, тротуаров и парков, дворов и улиц — это вопросы базовые для современного горожанина. Но публичные пространства современного города — площадки, на которых делает пробу своих сил новый ответственный класс, — становятся объектом хищнической приватизации.

Именно из-за неконтролируемых процессов в современных российских городах, которые превращают их во все менее привлекательные места для жизни, можно услышать: «Выйди на улицу, верни себе город!». Требования тем более парадоксальные, что город и так по факту — то, что принадлежит горожанам. Если не им — то кому? Сегодня задача любой ответственной политической силы — вернуть город горожанам. Тем горожанам, которые готовы его снова взять. Новому ответственному классу.

Читайте далее: http://publications.ru/news/363015

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма