Выступление Владимира Путина на конференции по развитию Кавказа задало тот горизонт, которого остро не хватало в первый день обсуждений в Нальчике. Там довольно сильно обращало на себя внимание, что все проекты, презентуемые на конференции — это проекты только регионального уровня. Чаще всего — создание какого-то нового производства или курортной зоны; реже — комплексного развития города (тут только Грозный) или региона. Довольно странно ради такого собирать межрегиональную конференцию по стратегии: фактически, она превращается в смотр-парад достижений субъектов федерации. Проекты регионального масштаба имеет смысл обсуждать лишь в той мере, в которой тот или иной проект включен в большие производственные цепочки, другие элементы которых присутствуют в соседних субъектах.
Такие конференции имеет смысл собирать, в первую очередь, для обсуждения проектов межрегионального масштаба, т.е. требующих горизонтальной кооперации между субъектами. Об этом и говорил Путин, делая упор на образовательный контур (идея федерального университета), транспортную инфраструктуру, интеграцию северокавказских предприятий в экономику большого черноморско-каспийского региона. Ясно было, что одна из самых волнующих тем — это состояние транспортного коридора Сочи-Махачкала: объем грузо- и пассажиропотоков, пропускная способность, скорость движения людей и грузов, узкие места. Для всех вновь запускаемых производств и курортных зон, которые презентовались Партией в Нальчике, и по поводу которых велись столь ожесточенные споры, этот коридор — дорога жизни, по ней они будут снабжаться, по ней — вывозить продукцию или, наоборот, ввозить туристов. А с этой дорогой не все хорошо.
Первый день конференции проходил в Нальчике; второй, в котором и принимал участие Путин, — в Кисловодске. Автобусы делегаций, ехавшие из Нальчика в Кисловодск, по дороге на порядочное время застряли на границе Кабардино-Балкарии и Ставрополья у Пятигорска, где крупнейший в регионе рынок и дорога всегда забита машинами. Другой дороги нет; и это — одно из наиболее узких мест всей черноморско-кавказской транспортной сети.
Путин, как мне кажется, подал импульс Партии несколько пересмотреть сам подход к подготовке такого рода конференций: от ориентации на точечную поддержку партией тех или иных проектов/объектов (как правило, и так уже вовсю строящихся) — перейти к логике комплексного развития территорий. Это трудно. С объектами проще: ими легко отчитываться, их легко предъявлять в качестве достижений. Одно дело — сухая цифра динамики объемов грузопотока, а другое — какой-нибудь завод или больничный комплекс: совсем другое медийное впечатление. Но с точки зрения экономического развития региона, подобная сухая цифра имеет гораздо большее значение, чем тот или иной «весомый и зримый» объект. Кроме того, с «объектами» вполне справится и региональная исполнительная власть; общероссийская партия здесь выглядит в лучшем случае как эдакий «добровольный помощник». А вот там, где дело касается интеграции, горизонтального взаимодействия многих разномасштабных и разнородных субъектов, которым нужно договориться о принципах взаимодействия, — для такого рода задач партийная площадка является наилучшей.
Источник: «ЕР»