Новое

Такие конференции имеет смысл собирать для обсуждения проектов межрегионального масштаба, требующих горизонтальной кооперации между субъектами

Выступление Владимира Путина на конференции по развитию Кавказа задало тот горизонт, которого остро не хватало в первый день обсуждений в Нальчике. Там довольно сильно обращало на себя внимание, что все проекты, презентуемые на конференции — это проекты только регионального уровня. Чаще всего — создание какого-то нового производства или курортной зоны; реже — комплексного развития города (тут только Грозный) или региона. Довольно странно ради такого собирать межрегиональную конференцию по стратегии: фактически, она превращается в смотр-парад достижений субъектов федерации. Проекты регионального масштаба имеет смысл обсуждать лишь в той мере, в которой тот или иной проект включен в большие производственные цепочки, другие элементы которых присутствуют в соседних субъектах.

Такие конференции имеет смысл собирать, в первую очередь, для обсуждения проектов межрегионального масштаба, т.е. требующих горизонтальной кооперации между субъектами. Об этом и говорил Путин, делая упор на образовательный контур (идея федерального университета), транспортную инфраструктуру, интеграцию северокавказских предприятий в экономику большого черноморско-каспийского региона. Ясно было, что одна из самых волнующих тем — это состояние транспортного коридора Сочи-Махачкала: объем грузо- и пассажиропотоков, пропускная способность, скорость движения людей и грузов, узкие места. Для всех вновь запускаемых производств и курортных зон, которые презентовались Партией в Нальчике, и по поводу которых велись столь ожесточенные споры, этот коридор — дорога жизни, по ней они будут снабжаться, по ней — вывозить продукцию или, наоборот, ввозить туристов. А с этой дорогой не все хорошо.

Первый день конференции проходил в Нальчике; второй, в котором и принимал участие Путин, — в Кисловодске. Автобусы делегаций, ехавшие из Нальчика в Кисловодск, по дороге на порядочное время застряли на границе Кабардино-Балкарии и Ставрополья у Пятигорска, где крупнейший в регионе рынок и дорога всегда забита машинами. Другой дороги нет; и это — одно из наиболее узких мест всей черноморско-кавказской транспортной сети.

Путин, как мне кажется, подал импульс Партии несколько пересмотреть сам подход к подготовке такого рода конференций: от ориентации на точечную поддержку партией тех или иных проектов/объектов (как правило, и так уже вовсю строящихся) — перейти к логике комплексного развития территорий. Это трудно. С объектами проще: ими легко отчитываться, их легко предъявлять в качестве достижений. Одно дело — сухая цифра динамики объемов грузопотока, а другое — какой-нибудь завод или больничный комплекс: совсем другое медийное впечатление. Но с точки зрения экономического развития региона, подобная сухая цифра имеет гораздо большее значение, чем тот или иной «весомый и зримый» объект. Кроме того, с «объектами» вполне справится и региональная исполнительная власть; общероссийская партия здесь выглядит в лучшем случае как эдакий «добровольный помощник». А вот там, где дело касается интеграции, горизонтального взаимодействия многих разномасштабных и разнородных субъектов, которым нужно договориться о принципах взаимодействия, — для такого рода задач партийная площадка является наилучшей.

Источник: «ЕР»

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма