Новое

Заявка на развитие?

Безотносительно к тому, чем закончится дело на юго-востоке Украины и в Крыму, во всей нынешней истории есть одно важное обстоятельство. Впервые за долгое время у жителей соседней страны, делающих выбор в пользу России, имеются веские резоны в пользу этого выбора, причем не только историко-культурного, но и сугубо экономического свойства.

При всех «но» качество жизни в России интегрально выше, чем в большинстве соседних стран, а возможностей для заработка, создания своего дела — больше, чем там.

Что бы ни писали в рейтинге Doing Business, как бы ни пугали страшной российской коррупцией и силовиками, в каких бы непростых обстоятельствах ни находилась наша собственная экономика — в России больше денег и легче вести дела.

Крым ставит перед нами новую задачу.

Чем бы ни закончился референдум 16 марта, как бы ни развивалась дальше военная, дипломатическая и политическая ситуация, по-настоящему прочно Крым станет российским тогда и если, когда мы сможем существенно, заметно для простого обывателя, помочь экономике региона. Причем так, чтобы выгоды от новой ситуации почувствовали на себе не только крупные компании и узкая прослойка богатых, но и всякий обычный гражданин. И это уже вопрос к тому, готовы ли существующие российские институты развития к работе с этим вызовом.

Опыт обустройства туристического кластера в российском Причерноморье оставляет противоречивые впечатления.

Несмотря на гигантские вложения в олимпийский Сочи, сегодняшняя экономика причерноморской полосы — от Адлера до Тамани — всё еще далека по качеству даже от бюджетных внешних аналогов вроде турецкого или египетского. При прочих равных даже наш человек скорее поедет в Анталью или Хургаду, чем в Анапу или Туапсе, — и вовсе не из-за климата. В советской табели о рангах крымские курорты стояли выше кавказских — сейчас это примерно одно и то же.

Сочинский опыт показал, что «большое» нам удается лучше, чем «малое»: проще построить железную дорогу до Красной Поляны и навороченный горнолыжный курорт вроде «Розы Хутор» или «Горной карусели», чем обустроить гостиничный фонд или приличный массовый общепит.

До кучи наш «Олимпстрой» так и не сумел нормально выстроить отношения с местным малым бизнесом, традиционно работавшим в гостиничной и ресторанной сфере: разговор шел в стиле — в лучшем случае — «извини-подвинься». До того, чтобы собрать пул предпринимателей, дать им необходимые инструменты развития, будь то финансовые, методические или правовые, дело не дошло. Будет нехорошо, если точно так же мы будем действовать в Крыму.

Логичный следующий шаг для новых крымских властей — создание региональной корпорации развития с использованием опыта лучших российских образцов — Калуга, Татарстан, Белгородская область.

Такая структура должна отвечать за разработку и реализацию долгосрочных программ, создание «точек роста», отраслевые и инфраструктурные проекты. Руководителям российских регионов стоило бы не только изыскивать средства срочной помощи Крыму в тощих региональных бюджетах, но и организовать рекрутинг лучших специалистов в области территориального развития, с тем чтобы сформировать в Крыму команду, способную решать такие задачи.

Экспертным центрам, фондам и консалтинговым бюро — сформировать адекватные предложения новым крымским властям, с тем чтобы все наиболее проработанные идеи, в идеале — вместе с инвестициями — пришли в Крым, которому предстоит стать витриной российской экономической политики. И в этих программах, кроме крупных компаний и госкорпораций, должны найти свое место и обычные предприниматели, как крымские, так и из других регионов РФ.

Более того: было бы правильно уже весной собрать представительный форум, на котором все эти идеи и проекты можно представить, обсудить и выработать общее видение экономического будущего российского Крыма. В организации такого форума крымские власти, федеральные и региональные структуры, российские институты развития (ВЭБ, РФПИ, «Роснано», РВК и другие), крупные компании и бизнес-ассоциации (ТПП, РСПП, ДР, «Опора») могли бы начать вырабатывать контуры уже не «политико-революционного», а рутинного, делового взаимодействия в решении общей задачи.

Одно дело — прирастать землей. Другое — по-настоящему «вернуть эту землю себе», стать собственниками в прямом смысле слова. Надеюсь, что и в Симферополе, и в Москве это понимают.

Источник: http://publications.ru/news/567553

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма