Можно ли, еще не имея своего дела, примерить на себя роль предпринимателя? Старший преподаватель кафедры территориального развития факультета госуправления РАНХиГС Алексей Чадаев считает, что можно. Он определяет способность человека к предпринимательству через его отношение к основным составляющим повседневной жизни: деньгам, времени, информации, общению и привычкам. T&P публикуют эту гипотезу, рассказанную автором на конференции publicationsSadovoeRing, а также мнение бизнес-тренера и, собственно, предпринимателя на этот счет.

Алексей Чадаев

В разное время работал в Администрации президента и Государственной Думе РФ. Член Общественной палаты РФ I и II созывов, член Президентского кадрового резерва. Общественный деятель, журналист общественно-политических и деловых СМИ, телеведущий. Преподаватель РАНХиГС, доцент Института русской истории РГГУ.

«Президент пообещал нам в ближайшем будущем создать 25 миллионов рабочих мест. Для того чтобы эта цифра стала реальностью, нужно, чтобы откуда-то появился миллион новых предпринимателей. Причем последовательность обратна: вначале откуда-то берется миллион предпринимателей, каждый из которых в состоянии создать 20–30 рабочих мест, а потом уже возникают сами места. Каждый, кто работает и получает зарплату, хоть раз в жизни задавался вопросом «Смогу ли я когда-нибудь перестать работать на дядю, создать бизнес, стать миллионером или даже миллиардером?». Мечтают почти все, пробуют очень немногие, получается у единиц. Есть целая индустрия помощи начинающим предпринимателям, но, к сожалению, ее результаты пока не впечатляют. На вопрос «Можно ли научиться и научить предпринимательству?» есть две точки зрения. Одна состоит в том, что это дар, который дается человеку свыше от рождения, а если дара нет, не стоит и пытаться. Вторая говорит, что это профессия, такая же, как любая другая, а значит, ей можно научиться».

«Люди, получая эти знания, не знают, куда их применить»

«Вариантов у желающих несколько: поступить в вуз на соответствующий факультет, на программу MBA или другой поствузовский курс, можно пойти на один из многочисленных тренингов. Однако практически у всех этих программ есть уязвимая составляющая: число тех, кто прошел эти программы, потом рискнул открыть свое дело и не разорился в первый год, не превышает 5% от количества всех участников программы. То есть вероятность успеха близка к статистической погрешности: это меньше, чем в казино.

Я имел отношение к запуску многих программ обучения предпринимательству: государственных, корпоративных и коммерческих. За последний год я проанализировал практически весь рынок. К сожалению, большинство существующих технологий, применяемых для подготовки начинающих предпринимателей, по тем или иным причинам не работают. Это игра в проекты: люди, которые ни рубля не заработали в бизнесе, либо описывают фантазии, которые никогда взлетят, либо пишут то, что видят своими глазами на улице: «хочу автомойку», «хочу шиномонтаж». Неинтересно. Не работают и инновации: это хорошая штука, но для очень крупных компаний. Когда у тебя огромная компания, новая технология, если она удачна, может означать миллионные прибыли. Для маленькой фирмы, в которой три человека и непонятно что с кадрами, финансами, продажами, куда еще и технологии. Скорее всего эта фирма закроется или будет куплена кем-то очень задешево. Не работают инвестиции: большинство наших венчурных фондов убыточны, а те немногие, кто хоть как-то сводит концы с концами, жалуются, что инвестировать в стартапы бесполезно, потому что у нас отсутствует категория «серийный предприниматель». Не работает наставничество, потому что действующие предприниматели по каким-то причинам не горят желанием создавать себе конкурентов, и непонятно, чем их мотивировать. Не работает тестирование, годишься ты в предприниматели или нет, потому что для его самой важной целевой категории сама идея проходить тесты, как правило, является отвратительной. Наконец, не работает большинство программ обучения: написание бизнес-плана, тренинги продаж, лидерства. Люди, получая эти знания, не знают, куда их применить.

Наше образование может научить кого угодно: офицера, инженера, ученого, чиновника, но пасует перед задачей научить предпринимателя».

Психология предпринимателя и его отношение к жизни

«Кто такой предприниматель? Это профессиональный дилетант. Человек, который сегодня занимается одним, завтра другим, легко осваивает для себя новые сферы знаний и легко уходит с тех, которыми занимался еще вчера. В каком-то смысле он не персонаж матрицы, а архитектор Матрицы, потому что создает места для других людей в кристаллической ячейке социума. Это не профессия, это роль, которую невозможно откуда-то получить, ее можно принять на себя только самому. Чтобы уточнить эту гипотезу, я пообщался с более сотней действующей предпринимателей: от небольших с оборотом не более 50 миллионов в год до миллиардеров.

Главное, что я понял, — психология предпринимателя отличается от психологии обычного человека настолько, что можно сказать, предприниматель не просто необычный человек, он в каком-то смысле не совсем человек. Давайте рассмотрим несколько сфер повседневной жизни, не имеющих прямого отношения к бизнесу.

Деньги

Обычный человек думает, что любит деньги и мечтает о них. Но на самом деле, если разобраться, он их агрессивно отторгает, потому что деньги для него — это просто средство для реализации его «хотелок». Как часто мы планируем в уме, как потратить еще не заработанные нами деньги: творческая активность, креативный потенциал обычного человека чаще всего сосредоточен именно на сфере «как потратить», а не «как заработать». Для предпринимателя все иначе. Для него деньги как таковые ценнее, чем все, что можно на них купить, потому что это свобода: пока они у тебя есть, ты можешь потратить их тысячами разных способов. Но как только ты совершил трату, ты зафиксировался и утратил часть своей финансовой свободы. Аналогичным образом меняется и отношение к богатству: для обычного человека — это то, что он имеет (машины, квартиры, гаджеты), для предпринимателя активы — это то, что приносит прибыль. То, что требует расходов на содержание, обременяет. В этом смысле, если вы купили машину или квартиру, вы приобрели не актив, а статью расходов.

Время

Мы не любим и не ценим время. Можете со мной не согласиться, но такая невероятная популярность игрушек-таймкиллеров — яркий тому пример. Обычный человек либо тратит время, либо продает его очень дешево. Если любой наемный сотрудник, даже неплохо зарабатывающий, пересчитает свою стоимость в час, он будет сильно разочарован. А если посчитает, сколько он в пределе может заработать в год или за оставшееся время активной жизни, это будет очень обидная цифра. С точки зрения предпринимателя время — это самая ценная вещь, наверное, даже более ценная, чем деньги, потому что человек смертен, а значит, ресурс его времени принципиально ограничен. Денег может быть сколько угодно, а времени столько, сколько есть. Поэтому он покупает чье-то время, а к своему относится предельно экономно.

Информация

Обычный человек находится в очень плотном информационном потоке: среднестатистический горожанин получает порядка 12 тысяч коммерческих предложений в сутки. Самые популярные таймкиллеры в наше время — чтение информационных лент или социальных сетей. Мы бездумно поглощаем огромный поток информации, не спрашивая, зачем. Одна из самых важных способностей предпринимателя — умение не читать, не смотреть, не слушать ничего, что не требуется в данный момент для решения задачи. Поэтому умение настраивать входной фильтр этого информационного потока становится критическим условием выживания.

Общение

Обычный человек общается с теми, кто ему больше нравится. Этим «нравится» мы пользуемся как единственным критерием при выборе, с кем общаться, а с кем нет. Предприниматель в этом смысле ведет себя как киборг, потому что люди у него делятся на полезных, бесполезных и вредных. То есть тех, кто помогает решать задачи и зарабатывать, кто никак на это не влияет и кто тянет его назад. От последних он старается избавляться, даже если это его старые друзья или родственники.

Привычки

Обычный человек — раб своих привычек. 90% населения Земли потребляют больше, чем им необходимо для простого выживания. В этом смысле это означает, что мы вменили себе какие-то вещи и убедили себя, что не можем без них обходиться. С точки зрения предпринимателя привычки изучаются на предмет, усиливают ли они его или ослабляют. Это одна из первых вещей, с которыми приходится столкнуться. Ведь сильный не тот, кто полностью отказался от всех потребностей, а тот, кто научился управлять своими привычками, менять их, отказываться от старых и вырабатывать новые».

Научить самого себя

«Может показаться, что к предпринимательству как таковому все вышеперечисленное прямого отношения не имеет. Но даже из стандартной бизнес-модели, например, Остервальдера, видно, что все они имеют прямое продолжение в бизнесе. Управление деньгами легко конвертируется в управление финансами, построение финансовых моделей, просчет бюджета. Управление временем легко разворачивается в управление бизнес-процессами. Управление информацией превращается в маркетинг, PR, построение бренда, массовую коммуникацию. Управление общением — в построение команд, лидерство. Управление привычками превращается в продажи, потому что продажа в сущности — это регулярное удовлетворение типовых потребностей своего стандартного клиента.

Таким образом, посмотрев на эту модель, можно легко примерить на себя роль предпринимателя, не имея никакого бизнеса. В разговорах с действующими предпринимателями очень часто мелькала фраза, что рост любого бизнеса — это всегда продолжение и проекция роста его владельца. В этом смысле, самое страшное, что может случиться, — это когда бизнес перерастает своего владельца. Тогда тем или иным способом владелец теряет свой бизнес. Так что попробуйте примерить на себя такой тип отношения к жизни, вещам и повседневности. Если получается так жить, значит, скорее всего, бизнес у вас получится. В этом смысле на вопрос «Можно ли научить предпринимательству» отвечу так: «Да, можно. Самого себя»».