статья для «Журнал Бизон?»
Как много и как часто мы играем? Наверное, еще никогда в истории человечества не уходило столько времени на игры, сколько у наших с вами современников. Мобильные устройства превратились в игровые таймкиллеры, дав следующий толчок вовлечению в игровую реальность, не менее мощный, чем в предшествующую эпоху компьютерных игр.
Родители всеми средствами пытаются ограничить детей в доступе к игровым гаджетам, а потом сами садятся рубиться в какую-нибудь игру и пропадают в ней часами, а то и сутками. Современный человек — это, по выражению философа Йохана Хейзинги, Homo Ludens — человек играющий.
Почему человека так влечет в игровой мир? Почему так трудно и неприятно оказывается выходить из напряженной, концентрированной игровой реальности в обычную жизнь? А та вдобавок после игры кажется серой, унылой и неинтересной.
В самом деле. Цель жизни можно искать с рождения до смерти — а в итоге так и не найти. В то время как цель игры задана её условиями, простыми и ясными: вот «мы», вот «они», вот мячик, а вот ворота. В реальности (если это обычная мирная жизнь, а не война) ситуации смертельной опасности возникают редко; в игре же секундная потеря концентрации может стоить жизни твоему игровому персонажу. Темп обычного, повседневного существования часто заставляет тебя скучать — игра же, в которую ты вовлечен по уши, удерживает твое внимание с первой до последней секунды.
И поэтому люди играют, с каждым годом все больше и больше: модная тенденция к «геймификации» превращает в игру и менеджмент, и обучение, и шоппинг, и отдых с путешествиями, и даже обычную повседневную жизнь горожанина — на это направлены т.н. «городские игры». Игрой становится буквально всё вокруг нас.
Кто такой предприниматель в этом стремительно «геймифицирующемся» мире — мире людей, которые только и делают, что «играют в игры»? В первую очередь — это тот, кто сохраняет способность, не превращаясь сам в игрока, придумывать новые интересные игры и вовлекать в них других людей. Сегодня любой хорошо сделанный потребительский бизнес — это длящаяся во времени онлайн-игра, главный бенефициар которой (как и в любой игре) — не тот, кто выиграл очередной чемпионат, а тот, кто его организовал. Современный предприниматель — это Мастер Игры.
Как стать таким мастером? Можно ли этому научиться? Чтобы ответить на этот вопрос, мы играем в Го — самую древнюю, самую абстрактную, самую простую по набору правил и самую сложную в постижении мастерства из придуманных человечеством настольных игр. Философ бы сказал, что по отношению к любым другим играм Го — это метаигра, «игра в игру».
Любая из игр — будь то шахматы, тетрис или многопользовательская онлайн-стрелялка — задает свою игровую реальность, опираясь на некий уже существующий в сознании человека «культурный код». И здесь последовательность прямая: сначала, скажем, книжки в жанре «фэнтези» — Толкиен, Кинг, Мартин и компания, а уж потом на этом материале, как вторичный продукт человеческого воображения — компьютерные игры с эльфами и гномами. То же, например, и с шахматами, которые представляют из себя аллегорию битвы двух армий, уже кем-то и где-то ранее виденной.
С Го иначе: здесь только черные камни, белые камни и пустая доска, размеченная в строгом геометрическом порядке. Ни в нашем опыте, ни в памяти (в том числе исторической), ни в воображении не за что зацепиться — разве что вся эта древневосточная диалектика инь-ян, в которой сам чёрт ногу сломит. Но эта абстрактность Го как раз и становится средством заставить мышление работать в обратную сторону — не искать аналоги в памяти, а придумывать и воображать, к какой ситуации в жизни может быть применима та или иная позиция на доске.
Ключевым понятием и инструментом мышления в Го является баланс — выигрывает тот из двоих, кто чувствует его лучше. В игре аспектов балансировки сразу несколько — баланс атаки и защиты, порядка и хаоса, структурирования своей позиции и реагирования на ходы противника, срочных и долговременных решений, территории и влияния, экспансии и удержания своего. Но было бы ошибкой думать, что здесь нет драки, а есть только отвлеченный разговор даосских мудрецов. Китайская идиома ???? (читается n?-s?-w?-hu?) — буквально «ты умираешь, я живу», а если в литературном русском переводе, «борьба не на жизнь, а на смерть» — как нельзя часто применима к ситуациям на доске Го. Смерть одного является условием выживания второго, и наоборот. Игровая, разумеется, смерть.
Предприниматель на доске для Го — тот, кто придумывает изящные решения, отступая от традиционных схем там и тогда, где и когда это приносит наибольшую прибыль. Это тот, кто понимает неочевидные связи между объектами, находящимися далеко друг от друга, и видит угрозы еще до того, как они действительно возникают. Его задача — выиграть не за счет лучшего владения техникой и тактикой игры, а за счет более высокой организации мышления, способности управлять хаосом или тем, что внешне выглядит как хаос.
—————-
Написано для журнала и мобильного приложения «Бизон» http://vk.com/bizon_me. В печатной версии журнала — еще и впечатляющая фотосессия с обучающей игры, которую (при моем участии) проводил Efim E. Ostrovskiy? вот с этими ребятами — http://rrnews.ru/articles/u5565/2015/06/01/120504 А в мобильном приложении — весь контент «Бизона», включая мой прошлогодний текст про методы оценки стоимости бизнесов, и материал о программе «Корпоративное предпринимательство». А также — подборка мероприятий, в которых можно еще успеть принять участие, советы экспертов и особая предпринимательская соцсеть.