Я люблю бывать в Стамбуле. София, Топ-Капи, Галатский мост, Истикляль… И чем больше я смотрю на Турцию, тем больше понимаю, что она, возможно, и хочет быть «халифатом», но для этого она слишком Византия. Даже несмотря на ислам и пантюркизм. Здесь, на Кавказе, где я об этом пишу, много говорят сейчас об Эрдогане и конфликте с Турцией; так получилось, что некоторые из моих знакомых достаточно осведомлены о сегодняшних раскладах в Анкаре. По их версии, Эрдоган хотя и сделал лицо кирпичом — мол, мы сбили и всегда так будем делать — но сами его метания в эти дни показывают, что ничего заранее спланированного в ситуации не было. А то, что его окружение уже практически убедило его в том, что если кто и может претендовать на роль халифа, так это он сам — практически общеизвестный факт. И, как это часто бывает в Византии, внешнеполитический кризис возникает по сугубо внутриполитическим причинам — как это было при самом первом халифате, когда борьба с монофизитами в империи при Ираклии привела к тому, что весь восток империи — Сирия, Палестина, Египет — едва было отвоеванный у персов, «лег» под арабов в считанные годы. И патриарх Софроний лично вручил халифу Умару ключи от Иерусалима.
Но в этом есть новость и для нас. Ведь мы — тоже Византия. И потому психологическая подоплека действий Эрдогана интуитивно понятна нам как никому другому. Хотим мы того или нет, нынешний конфликт с Турцией — это своего рода «семейная ссора», а семейные ссоры плохи тем, что они обычно отличаются особой ожесточенностью. Несколько веков русско-турецких войн тому порукой.
«Нынешний сюжет со сбитым российским бомбардировщиком стал индикатором новой ситуации. Метания руководства Турции в последние дни от позиции «да, мы сбили и всегда будем так делать» до «мы сожалеем и не хотим портить отношения» — свидетельство их психологического «запаздывания» в адаптации к новой роли России в мире. Турецкий султан несколько веков носил титул халифа; говорят, что Эрдоган часто любит об этом вспоминать. Но несмотря на амбиции и сиюминутную выгоду от контрабанды нефти, факт в том, что для экстремистских идеологов нынешняя Турция — по большому счету такой же «большой шайтан», как и страны немусульманского мира. И это даже в большей степени, чем экономические резоны, заставляет руководство Турции искать способов сохранить отношения с Россией».
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/597434#ixzz3sh3WFEfW