Новость о том, что Рамзан Кадыров планирует оставить свой пост, породила массу слухов и толкований. Учитывая тот факт, что в последние месяцы он был постоянным объектом внимания СМИ из-за пикировок с представителями так называемой «несистемной оппозиции», это обращение получило значительный резонанс. Тем интереснее мотивировка, которую он озвучил в связи с желанием уйти с поста главы Чечни: «Не хочу, чтобы моё имя использовали против моего народа».
При этом нельзя сказать, что общественное мнение сейчас не в его пользу, скорее наоборот. Отношение к нему за прошедшие годы меняется в лучшую сторону, о чём свидетельствуют, в частности, данные совместного исследования ВЦИОМа и АЦМР. 89% узнаваемости, 49% оценивающих его деятельность «положительно» или «скорее положительно» и 31% людей во всероссийском опросе, которые говорят об уважении к нему — достаточно серьёзный показатель.
Со своей стороны скажу, что как руководитель субъекта федерации Кадыров производит впечатление весьма компетентного и ответственного собеседника. И с точки зрения понимания проблем своего региона (в том числе таких, о которых не всегда удобно говорить публично), и с точки зрения способности слышать и реагировать на информацию.
Думаю, в моём случае работает и поколенческий момент — всё-таки мы практически одногодки; но у Кадырова есть ещё и уникальный опыт войны и послевоенного восстановления, который всегда ментально растит людей, и это чувствуется. Кадыров мудр не по годам, хотя, конечно, в силу возраста весьма импульсивный и эмоциональный человек.
Нынешняя публичная самокритика опять-таки ему в плюс. У нас есть главы субъектов, у которых дела в их регионах намного хуже, но от которых никогда не услышишь ни признания проблем, ни тем более готовности отдать свой пост. Не говоря уже о развитой у многих способности публично врать, в том числе вышестоящим, и манипулировать данными о положении дел в своих субъектах. Ну и в принципе аргументация Рамзана — «сделано достаточно, чтобы оставить о себе добрую память» — вполне достойна зрелого политика.
Тема убийства Немцова стала «спусковым крючком» для антикадыровской кампании. Версии собственно убийства оставим следствию, но сейчас ясно одно: эта ситуация дала российской «несистемной оппозиции» в выборный год роскошную возможность оседлать чуть ли не единственную в их сегодняшнем репертуаре сколь-либо «народную» тему так называемой бытовой кавказофобии.
Учитывал ли это тот, кто планировал и организовывал убийство? Этого мы пока не знаем, но было бы странно, замышляя столь серьёзную акцию, не отдавать себе отчёт в её долгосрочных политических последствиях. Кому это может быть выгодно? Много кому, но точно не тем, кто восстанавливал Чечню после войны и строил то, чем является сегодняшний Грозный и республика в целом.
Глянцево брутальный образ Кадырова мешает разглядеть очевидное: при всей резкости в суждениях и действиях он кто угодно, только не бездумный фанатик, способный одним действием перечеркнуть плоды собственных десятилетних усилий.
Я думаю, что Рамзан всё же будет переназначен на следующий срок хотя бы потому, что политически это необходимо. Никто не будет менять эффективно действующего руководителя только лишь из-за того, что он в предвыборный год оказался под огнём мутной публичной кампании, проводимой мутными людьми и с мутными целями.
Что, кто-то всерьёз верит в заботу сетевых мурзилок о национальной безопасности? Если бы наша власть принимала кадровые решения, следуя их художественному свисту, страны бы давно уже не стало. Опять же социологически, когда речь заходит о безопасности государства, наши граждане её понимают как способность защищать его от внешнего врага; учитывая всё более непростую внешнеполитическую ситуацию, вопрос для людей стоит именно так: кто более к этому способен — Рамзан Кадыров или Илья Яшин?
А главное — это уже сугубо бюрократическая логика — начинать улучшать отлаженную и стабильную политическую систему в столь сложном регионе имеет смысл когда угодно, но только не в условиях экономического кризиса и не в год больших федеральных выборов.
Тем, кто никогда в жизни ничем не управлял, этого не понять. Но реальная политика — в отличие от медийно-сетевой её имитации — это в первую очередь способность мыслить ответственно. А значит, ничего личного.
Ссылка на статью: