Новое

Народу нужны посадки, стране – Сердюковы

В 2015 году, изучая социологию в рамках кампании по выборам в городскую думу одного из российских областных центров, я с удивлением обнаружил, что в качестве мотива голосовать против кандидата от партии власти люди называли ситуацию с Евгенией Васильевой, бывшей подчиненной бывшего министра обороны Сердюкова. «Почему она не сидит? У нас за мешок картошки сажают, а тут миллионы украдены — и ничего!» Понятно, что городской депутат от ЕР никакого отношения к Сердюкову и Васильевой не имел, а равно и городской парламент и сам город; но в восприятии простых избирателей особой разницы между городскими, областными, федеральными и т.д. депутатами никогда не бывает — это всегда «власть», и она, конечно, даже в лице городских депутатов отвечает «за все».

Тем временем аресты и посадки по стране идут — от федерального замминистра до глав районов и поселений в глухих сибирских лесах. И людям — увы и ах — это нравится: настолько, что можно констатировать — антикоррупционная тема властью в целом более-менее успешно перехвачена. Во всяком случае, та же социология показывает: сегодня в глазах значительного большинства обывателей главный антикоррупционер уже не Навальный с его интернет-разоблачениями, а…Путин, руками силовых структур «наводящий порядок».

Но этот успех имеет и обратную сторону. Чиновники различного уровня начинают осознавать: случись что, вышестоящие их сдадут за здорово живешь. И, соответственно, уходят в глубокую перестраховку, предпочитая сбрасывать с себя за любую ответственность за любые рискованные решения, особенно связанные с тратой госденег.

При этом надо понимать: бюджетные механизмы в нашей стране настолько неудобные и неотрегулированные, что осуществление любой госзадачи, даже самой скромной, вроде ремонта городских фасадов на центральных улицах небольшого городка, в принципе почти всегда несёт для исполнителей риск оказаться в сфере пристального внимания правоохранителей. Наиболее типовая проблема — когда госконтракты приходится отторговывать задним числом, по факту уже выполненных кем-то работ: например, дороги можно чинить до сентября, по погоде — а деньги приходят только в октябре-ноябре. И, соответственно, у любого чиновника выбор: либо зарывать деньги в землю, откладывая начало работ на период, когда проводить их уже нельзя, либо договариваться с исполнителями, «подрабатывая» конкурсную документацию таким образом, чтобы контракт выиграла именно и только та структура, которая уже по факту их провела. Как нетрудно понять, в обоих случаях есть риск нарваться на проверку с тяжелыми последствиями.

Касательно Васильевой и Сердюкова — на общем фоне «почему не посадили» иногда слышатся и такие робкие голоса: да, может быть они злодеи и воры, но, скажем, в 2008-м во время войны в Осетии за пять дней было потеряно четыре самолета (по официальным данным); а в 2016-м за полгода сирийской эпопеи — всего один, тот самый Су-24, сбитый турками. Качественный рост боеспособности и технической оснащенности армии — это заслуга не только действующего министра, но и его предшественника. Опять-таки: речь не о профессиональной экспертизе — это данные предвыборных фокус-групп, то есть то, что говорят люди, могущие судить о ситуации лишь по СМИ. Но такие голоса — в значительном меньшинстве.

В целом можно констатировать: ухудшение экономической ситуации, хотим мы того или нет, ведёт к определенной радикализации в обществе. Вполне лояльным и патриотичным гражданам все больше нравится, когда кого-то наказывают, и одобрение власти от этого растёт. Однако эффективность, увы, наоборот падает — пропорционально наводимому шороху. Громоздкий и неповоротливый механизм госуправления становится еще более громоздким и неповоротливым по мере того, как одно за другим раскручиваются новые уголовные дела против чиновников, а механизмы расходования госсредств обставляются все новыми антикоррупционными по задумке барьерами.

И здесь у власти появляется очень трудная задача — пройти сразу по нескольким лезвиям «бритвы Оккама». Между желанием избирателей видеть наказание виновных — и управляемостью системы. Между диктуемой кризисом необходимостью решительных действий, в том числе и бюджетных — и рисками оказаться под ударом репрессивных механизмов. Между задачами сугубо предвыборными — и задачами управленческими, имеющими куда более дальний временной горизонт.

И не порезаться.

Ссылка на статью:

https://um.plus/2016/03/23/narodu-nuzhny-posadki-strane-serdjukovy/

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма