Новое

О пяти принципах осенних выборов Вячеслава Володина

Раньше говорилось о трех принципах политики, которыми нужно руководствоваться на выборах, – конкурентности, открытости и легитимности. Сегодня к ним добавились борьба с коррупцией и доверие к результату.

Надо сказать, что Кремль на этой кампании довольно многого добился в части изменения состава кандидатов. Физически людей с тем или иным ресурсом – административным, финансовым и так далее – их стало гораздо меньше, чем было в прошлом цикле. И, наоборот, появилось больше (даже от партии власти) врачей, учителей, то есть общественников. В этом смысле можно сказать, что заявление Володина – не голословное. Политика такая проводится.

Кремль на текущей кампании довольно многого добился в части изменения состава кандидатов

Раньше система была какая? Социальное государство дарит людям всякие «коврижки». Необязательно (даже редко) впрямую деньгами, чаще – «строим дороги, ремонтируем клубы» и тому подобное, а за это люди голосуют за разных статусных начальников. Так было всегда. Сейчас эта система довольно сильно меняется: люди голосуют не за статус, а за способность быть коммуникатором, то есть общаться с людьми и выносить их проблемы наверх.

Меня очень заинтересовал пассаж про политтехнологов. Поскольку я хорошо знаком с этим цехом, могу сказать, что под политтехнологиями Володин понимает прямые манипуляции. В том числе манипуляции со списками, манипуляции на комиссиях, манипуляции с разного рода приводом и так далее. Он это называет технологиями.

Сейчас система довольно сильно меняется: люди голосуют не за статус, а за способность быть коммуникатором

Это очень показательно. Потому что изначально под политическими технологиями понималось совсем другое. Когда-то давно, 20 лет назад, когда они у нас возникли, – понималась именно способность организовать коммуникацию кандидата с людьми: написать программу, донести ее разными средствами (через СМИ, через листовки, через наружную агитацию и т.д.).

Далее какая произошла эволюция? Сообразили: «А зачем? Если можно просто все на комиссиях нарисовать и ни о чем с людьми не общаться». Это дешевле. Соответственно, политтехнологии у нас деградировали. Со своей стороны Володин эту лавочку прикрывает сейчас, и правильно делает, конечно.

Политтехнологии у нас деградировали. Со своей стороны Володин эту лавочку сейчас прикрывает

Что касается Северного Кавказа – здесь какая основная проблема? Что республики довольно маленькие. И очень важна норма представительства. То есть, допустим, для Карачаево-Черкесии очень важно, чтобы депутатов было два – в силу национальной квоты. Но для того, чтобы было два депутата, нужно, чтобы от КЧР прошел списочек. А для этого нужно, чтобы была максимально высокая явка и максимальное количество голосов за какую-то одну партию. Очевидно, что такие шансы есть только у «Единой России». Поэтому здесь возникают противоречия между принципами конкуренции и легитимности и интересами субъекта – чтобы депутатов было два, а не один в Госдуме, именно от республики. Как они будут это решать – хороший вопрос.

Раньше подобного противоречия не возникало, поскольку сквозь пальцы смотрели на откровенно нарисованные результаты – это раз. А потом, надо понимать, что раньше была полностью пропорциональная система. А сейчас идет один кандидат-списочник и один – одноманадтник. Одномандатник-то будет, а вот будет ли списочник – это вопрос.

 

Ссылка на статью: http://kavpolit.com/articles/vybory-27202/

[fbcomments]

About Алексей Чадаев

Директор Института развития парламентаризма