Партия со вчерашнего клуба. Интересна тем, что еще до начала я поставил себе условие — играть не «на победу», а на интересный сюжет.
Дело в том, что игрок я не очень сильный: плохо работает считалка, не знаю почти никаких «стандартов» (джосек), часто ошибаюсь и в стратегии, и в тактике. Но у меня есть рычаг под названием «воля к победе», который хрен знает когда и почему включается, но когда включается, сила игры подскакивает сразу на три-четыре камня, почти до уровня любительских данов. Так было и в 2007, и в 2011, и сейчас. Просто в нынешнем году, когда стал играть чаще, и особенно — после клубного турнира, партнеры это заметили и указали мне на сей факт.
И мне это не понравилось. Мы ведь не спортсмены, не корейские киборги, зубами и ногтями выцарапывающие свои пол-очка ради денежных призов в турнире. Для нас Го — это, во-первых, своеобразная практика мышления, а во-вторых — красота и искусство «безмолвной беседы». Доска из кайи, камни, китайский чай, сосредоточенность, музыка. И в моем случае это значит, что вместо принципа «всех убью, один останусь», который регулярно позволяет побеждать там, где я победить вообще-то был не должен, нужно усиливать качество, пусть даже на какое-то время в ущерб балансу побед и поражений.
Поэтому вчера я решил провести над собой эксперимент: вообразить, что играю за доской не я, а некий другой персонаж, которому победа вообще не нужна, а нужно просто «поиграть в свое удовольствие».
На всю игру меня с такой установкой не хватило. Антон играл хорошо, даже очень. Отдав большую группу внизу слева, а потом и верхний правый угол, я понял, что вполне реален позорный разгром и начал лихорадочно отстраивать стенку в верхней левой четверти. В итоге выиграл 17 очков, хотя до последнего был уверен, что проигрываю десяток. Но это, опять же, плохо откалиброванная считалка.
Но самое главное открытие ждало меня наутро, когда, получив по почте кифу партии, я стал ее смотреть на экране. И понял с удивлением, что, глядя на реальную живую доску с камнями, и глядя на экран, ты видишь разные партии. Разница — примерно как между живым общением с человеком и визуальной коммуникацией по скайпу. То, что мы видим на экране, не отражает в полной мере того, что происходит на реальной доске. Иначе говоря, я бы никогда не сделал в сетевой партии на КГС те ходы, которые были у меня физически на доске. Где сильнее? — вопрос; но где интереснее — конечно же, в реале.